Форум » Детские центры и культурные мероприятия для детей » По поводу раннего развития » Ответить

По поводу раннего развития

Светлана: Из рассылки Юлии Матвеевой из клуба "НеНормальных родителей" Как-то раз мы уже поднимали тему о необходимости раннего развития детей. И пытались найти ту золотую середину - между амбициями родителей и той долей любви, которую хотят видеть от нас наши детки. На этой неделе в Клубе Юлия Ремпель опять подняла эту тему в очень интересном ракурсе. Поговорим? (Юлия Ремпель) Сегодня я прочла вот это: Наблюдение: большинство людей живут свою жизнь автоматически. Автоматически учатся в школе, получают профессию, женятся, рожают детей, обставляют дом, едут в отпуск и уходят в мир иной. Удивительно, что на таком большом земном шаре все происходит почти у всех почти одинаково. Странно это как-то. Мало в жизни креатива. (c) Gilbert Garcin Люди машинально повторяют чужие жизни. Очень мало кто творит свою. При этом не факт, что общепринятое хорошо (аргумент в пользу общепринятого - оно опробовано веками, поэтому есть хорошо). Оно просто безопасно. Но безопасно не значит хорошо. Жизнь -- есть творческий процесс. Жизнетворчество -- самое увлекательное занятие на свете. "Большинство людей -- другие люди. Их мысли - чужие мысли, их жизни -- подражание, их страсти -- цитаты" (с) Оскар Уайльд Чему нужно учить детей: 1. Не спи на ходу. Проживай каждое мгновенье. 2. Не бойся ошибок, не бойся быть смешным. Радуйся неудачам. 3. Принимая решения (иногда даже простые повседневные, например, что надеть или во что поиграть), прикидывай альтернативные варианты. Что преобрету и что потеряю, если выберу (не выберу) тот или иной вариант? 4. Упражняйся в придумывании нестандартных решений для обыденных вопросов или проблем. 5. Реализовывай мечты. Пробуй идеи на практике. 6. Получай удовольствие от процесса. Незнание результата или ответа на вопрос (и соответственно поиски ответа или работа по достижению результата)увлекательнее, чем знание. 7. Учись навыкам на практике. Пусть сначала плохо получается, продолжай, пока не получится хорошо. 8. Воруй идеи, но всегда добавляй в них свое, делай их своими (лучше, интересней). Воруй только то, что нашло отклик в твоей душе. Не скрывай факта кражи. 9. Стремись не к оригинальности, а к подлинности (творчество не во имя оригинальности, а для отражения своей сущности). 10. Не существует правильного ответа и правильной точки зрения. Все относительно. 11. Не бойся рисковать при принятии жизненных решений. Принимая только безопасные, опробованные решения, ты рискуешь. Рискуешь не прожить СВОЮ жизнь. 12. Только ты сам -- творец своей жизни. Ты создаешь обстоятельства, а не обстоятельства создают тебя. 13. "Так делают все" или "так делает Вася" -- не аргумент. 14. Занимайся творчеством (сочиняй, изобретай, рисуй и пр.) У кого есть практические идеи по стимулированию жизнетворчества у детей --выкладывайте. И первые размышления по этому поводу: [more] "мне кажется, что хотя неудачи - и неотъемлемая часть жизни и можно научить ребенка в них тебе признаваться, развивать нетрадиционность - креатив - следует удачами... чем их будет больше, тем легче ребенку будет решиться на новые попытки... пробовать себя в чем-то еще... легче сказать, чем сделать, особенно при отсутствии собственных детей - но я себе представляю (и на детях друзей экспериментирую в рамках дозволенного), что ребенка нужно учить всему тому, что умеют взрослые, как только он физически дорастает до этого. Т.е. может ребенок поднять шланг с насадками - пора учить пылесосить. Справляется с ложкой и вилкой - пора учить резать ножом. Соображает достаточно, где горячо - пора заняться выпечкой. В бассейн я бы отправилась чуть ли не с рождения. Плавать и танцевать - святое! :-) Деньги доверяла - тоже сызмала. Просила пересчитать, хватит ли нам чтоб и хлеб, и молоко, и шоколадку? На лыжи поставила бы как только ноги доросли. Но - с хорошим тренером и самыми надежными подушечками на все коленки :-) Предлагала слепить что-нить эдакое из теста, чтоб - увековечив в печенье - послать бабушке на день рождения. Читать - на всевозможных языках - учила бы как только есть шанс, что уже может отличать А от Я. Доверяла отвечать на (неделовые) звонки и выбирать, какой CD мы будем слушать. Ввела бы правило - каждый поход в "большой" супермаркет пробовать одну новую коробочку или экзотический фрукт или еще что-то, что никогда не пробовали... можно соревноваться - каждый из членов семьи подбирает покупку поэкзотичнее... если в "Большой" супермаркет ходить только раз в неделю, новинок надолго хватит :-) Таскала бы ребенка в библиотеку и давала выбирать книжки... в разных отделах, по возможности. Осваивала бы РАЗНЫЕ компьютерные игры - вместе. Нашла бы возможность поиграть на разных муз. инструментах - даже неумело - чтоб пальцами/губами запомнить разницу между духовыми и струнными. Повела б в музей, где дают обжечь горшок - и потрогать глину, чтоб дитя больше не сомневалось, кто горшки обжигает. Скооперировавшись с парой других родителей, таскала бы детей в походы - там, где надо разжигать костер, надувать плот, ловить рыбу и разбивать палатку. А заодно и играть на гитаре (хотя и не "надо"). "Украденная идея" одного оч. симпатичного знакомого - детям (двоим, чуть ли не погодкам) выделили свою комнату и разрешили ВСЕ. В пределах комнаты, кот. для надежности пометили некой веревочкой. Т.е. как только ребенок пересекал веревочку - нельзя было орать как резанный поросенок, размазывать пластелин по стенам и разбрасывать игрушки на полу. Но - в своей компнате - МОЖНО. Дети быстро сориентировались и легко соблюдали грань. Предпочитали быть у себя:-) Приходяще взрослые, если комнату показывали, были в эстетическоо-педагогическом шоке. Приходящие дети хотели остаться у них жить :-) Ща дети выросли - мальчик - сплошное творческое начало, фотограф/дезайнер, а девочка - серьезный администратор, поэтому можно сказать, что "эксперимент" завершен - без жертв. Отношения с родителями - завидно-дружеские. Мне почему-то кажется, что... ребенку сколько-то лет интересно все, что для взрослых составляет какие-то рутинные ритуалы, или же завоеванные возрастом свободы (выбора какие носки одеть или что купить на ужин) - а мамашки "уберегают" ребенка от домашней работы и рутинности, и боятся доверить выбор... до тех пор покуда детка-teenager - сообразит, что посуду мыть - скучно. Вот ровно тогда это и предлагают делать. Я бы начала раньше - для меня заявление Г. Финна о том, что "не каждый день мальчику доверяют белить забор" до сих пор делает привлекательным всякую окраску заборов и иже с ним. Маску на нос - и пусть красит! " Но это писала девочка, у которой еще нет своих детей А что думаете вы? (Юлия Матвеева) И , небольшая ремарка по этому вопросу. Совсем уж с необычной стороны: (Галя) Девочки, вот вчера сходила побеседовала с психологом и теперь я в замешательстве. Она категорически не советует начинать учить читать и вообще против раннего развития, объясняя это тем, что у ребенка до 7 лет работает правое полушарие, которое отвечает за общую картину мира, творчество, музыку, адаптации к окружающему миру, противостояние стрессам и многое другое, а левое отвечает за логическое мышление, математические способности, и начиная ребенка учить читать, вообще его усиленно развивать, мы включает левое полушарие, а правое(так заложенно природой) отключаем и получается, что левое полушарии работая, забивает правое, и ребенок не получает тех навыков, которые заложены в правом и они уже не восстановятся, так как в 7 лет, левое и так начинает работать в полную силу. Она сказала, что у меня замечательный ребенок и у него все психологически правильно, и все истерики, что он устраивает это его протест против того что я ему навязываю. У него очень хорошая реакция и если я не переменю тактику, то могу ребенка испортить. Дала рекомендации как правильно подготовить ребенка к чтению (именно с позиции рассматривать в целом, не применяя анализа), упражнение писания 8, но учить читать уже по буквам не раньше 6 лет. Сказала, что надо больше рисовать разными способами, лучше красками. Хорошо музыка, после занятий обязательно дать побеситься, массаж 2 раза в год, учить ритму, перекрестный шаг. Вообщем консультацией я была довольна, хотя после слов " Вам самой нужен психолог, а не ребенку" я очень растроилась, но потом поговорив на разные темы, она рассказала мне о своих внучках, такого же возроста с Данилой, мы подружились. Действительно у меня есть проблемы в отношении воспитывания своего ребенка. Но теперь встал вопрос на сколько эта теория с полушариями и их связью правильная? У кого какие мнения? (Юлия Матвеева) Галь. у нас тут с Таней целая дискуссия получилась на основе твоего поста. Сегодня же пришло сообщение еще от одной нашей курсантки, прямо в тему. (Лариса) По поводу сына. У меня последнее время просто опускаются руки. Начался переходный возраст. Сын ни к чему не проявляет интереса, кроме компьютерных игр и телека. В школе много пропустил – пришлось нанять преподавателей по русскому, математике и английскому. Он совсем расслабился и занимается только с ними, самостоятельно не хочет ничего делать. К тому же началось воровство. Перед тем, как лечь в больницу, на последнем занятии не отдал деньги учительнице. В тот же день «обрадовал» меня: «Я нашел 100 рублей». Это выяснилось только через две недели, когда я сама ей позвонила по другому вопросу. Она постеснялась мне сразу сказать. Думала он забыл. Мы все были просто в шоке. Я спросила, зачем он это сделал, ведь это все равно открылось. Не признается. Неделю назад принес из школы мобильный телефон. Говорит – нашел. Врет, конечно. Телефон принадлежал мальчику из его класса (посмотрели сим-карту). Заставила вернуть. Объясняли по-всякому, что сейчас его ловят свои, а когда милиция поймает, будет очень плохо. Как раз в этот момент судьба меня свела с одной знакомой – детским нейропсихологом. Она мне сказала, что он нас проверяет на вшивость, испытывает порог дозволенного. Почти все дети через это проходят, но каждый по-разному. Это меня, конечно, мало утешает. Реакция должна быть резко негативной – от слез до запугивания. Такая у меня и была. Но все это просто выбивает из колеи, и раздражение – это самое незначительное негативное чувство, которое я к нему испытываю. У меня чувство, что это результат моих ошибок в воспитании, недостаточного доверия к нему. Но как только начинаешь доверять чуть больше – сразу получаешь по башке. Когда Миша был маленький, занималась с ним очень много, куда только не водила. Ошибка моя в том, что ждала отдачи, проявления интереса хоть к чему-то. Интерес проявился только к регби и то несильный. Сейчас эта тема, к сожалению, закрыта. Сейчас стараюсь больше с ним разговаривать, объяснять, выслушивать, хоть это бывает очень трудно. (Татьяна Морозова) Вот это как раз то, о чем писала Галатея. (Юлия Матвеева) Тань, а в чем фишка? Когда не дают ребенку выбрать то, что он хочет? Чем ОН хочет заниматься? Или что , в принципе, с ним занимаются? (Татьяна Морозова) Когда Миша был маленький, занималась с ним очень много, куда только не водила. Ошибка моя в том, что ждала отдачи, проявления интереса хоть к чему-то. Интерес проявился только к регби и то несильный. Сейчас эта тема, к сожалению, закрыта. Вот эти слова Лары. Как раз и говорят о том, что ребенка заставляли делать то, что считали нужным делать взрослые, а вовсе не ребенок, и зачастую в ущерб тому психологическому комфорту, о котором мы сегодня с тобой переписывались. Мол, нужно в детстве дать по максимуму, чтобы в дальнейшем у ребенка был выбор. Помнишь, на одном из семинаров ту же мысль высказывала и Галатея? А я еще написала, что в подростковом возрасте у такого ребенка скорей всего будут проблемы, как с родителями в плане доверительных отношений, так и в плане учебы - не будет мотивации. Так как получение знаний - это лишь одна сторона медали, на другой - тот самый психологический комфорт или удовольствие от процесса обучения, создавать который не менее важно, чем обеспечивать хороший уровень знаний. (Юлия Матвеева) Обобщу вопрос. Правда ли, что ранее и слишком интенсивное развитие детей в раннем возрасте приводит к тому, что в подростковом возрасте у них гораздо большие проблемы в отношениях с родителями, с социумом? Правда ли, что такие дети вырастут, скорее, середнячками, чем одаренными личностями? Вы как считаете? И продолжение в следующем выпуске рассылки. К сожалению, прошлая тема не вызвала бурного обсуждения, хотя, я на них рассчитывала. Тем не менее с одной мамой мы списались и вот о чем говорили: (Наталья) Из рассылки: "Правда ли, что ранее и слишком интенсивное развитие детей в раннем возрасте приводит к тому, что в подростковом возрасте у них гораздо большие проблемы в отношениях с родителями, с социумом? Правда ли, что такие дети вырастут, скорее, середнячками, чем одаренными личностями? Вы как считаете?" На мой взгляд, здесь все очень просто: - нельзя заставлять учиться но и: - нельзя запрещать учиться :) И прятать книжки от ребенка до 6 лет - по-моему, все-таки глупо... по крайней мере, я в 4 года уже читала вовсю, и ничего, описанных проблем в жизни не наблюдалось. :) Правда, специально никто не учил: учили сестру, старшую на 2 года, а я так, рядом тусовалась. :) (Юлия Матвеева) Мне тоже также кажется - одно дело поддерживать интересы самого ребенка и другое - жестко навязывать ему свои. Меня саму мучает вот какой вопрос - если водить ребенка постоянно и много по кружкам, даже, при условии, что ему это нравится, не получится ли так, что у ребенка просто не будет времени делать СВОИ выводы и искать свои истинные интересы, ему же будет просто некогда - то туда бежит на кружок, то сюда? Как Вы считаете? (Наталья) Тут вообще ехидный вопрос возникает: а что, у родителей своей жизни и своих интересов нет, кроме как водить ребенка по кружкам? :) Вот если жить своей жизнью, а не ребенка пытаться заставить прожить свою, то поверьте, такой проблемы не возникнет. Тут вообще все завязано на стиль жизни семьи: вот у нас сейчас идут в доме переделки, причем делаем все сами, но не спеша и в удовольствие, и дочка все время крутится рядом, где может по возрасту (5 лет) - активно принимает участие (скажем, прутики носит, глину помогала ногами месить, мусор подметает, тряпочкой что надо моет). И кучу вопросов задает: а что так, а почему эдак, а почему дерево горит, а железо - нет, а зачем печки, а откуда вода берется в колодце, а что будет, если мы всю воду из колодца выкачаем. :) И скажите мне, что это не развитие и не обучение ребенка. У нас как раз обратная проблема, у ребенка слишком много желаний, вопросов и интересов, а вот возможности (в первую очередь физиологические) за ними не успевают (ну не делают настоящих детских инструментов! а обычные тяжелые взрослые или не поднимет, или небезопасно...). Аналогично, я за компьютером работаю, дочка рядом усядется, что-то рисует или пишет, или читает отдельные слова с монитора, опять-таки спрашивает, а что это я такое красивое рисую (а я схемки по бизнес-процессам рисую, ну и пытаюсь как-то для детского восприятия объяснит, что я делаю). Потом сама просится за компьютер, что-то свое в Paint-е рисует (красиво, кстати), потом просит распечатать (скоро покажу как, пусть сама себе распечатывает). Ни на какие кружки, да и в садик, не ходит, единственное, я хочу на танцы/музыку возить (ей это очень нравится, сама как умеет танцует, поет что-то сама себе, даже пробовала стихи сама сочинять, и поет собственного сочинения - из этого ничего абсолютно ее не заставляла и не предлагала, все самостоятельно). Причем, если бы я умела сама петь/танцевать, то и научила бы сама. Мой вывод: кружки (кстати, и игрушки тоже), - это вроде как искусственное, ненастоящее, что ли. Отрывают человека от его обычной жизни, чему-то учат, и неизвестно, зачем и как. Конечно, я преувеличиваю, и польза от них тоже есть. :) Просто у многих перекос у эту сторону: дома скучно и обычный быт, поэтому детей в кружки и водят. А как насчет взрослым/родителям с себя самих начать то самое развитие? Мы же привыкли себя во всем заставлять, начиная от просыпания по будильнику (кстати, жутко стрессогенный фактор) и невыспатыми на работу ходить, заканчивая вынужденной жизнью с нелюбимыми людьми, и так далее. Вот если научимся сначала себя слушать/слышать, то и с ребенком проще будет его понять (кстати, обратное тоже верно: учась слышать ребенка, мы учимся слышать и себя). (Юлия Матвеева) Я согласная совершенно со всем, что пишет Наталья. Когда детишки дома , общение с ними происходит постоянно - тут что расскажешь, здесь помогут, там объяснишь. Насчет кружков же мой вопрос был вот о чем. Есть некоторые вещи, которые я не умею делать сама и пока не собираюсь (т.к не хочу) этому учиться, а ребенок хочет и может. У меня есть возможность отвести его на занятие. И таких интересов набирается много. Получается, что ежедневно мы ходим в 2-3 места. Это мне не мешает заниматься и своими делами, но, сын говорит "я еще и туда хочу, и туда". И я в раздумьях, насколько можно заполнить его день кружками (во многие он ходит сам, меня не отвлекает). У меня почему-то возникла мысль, что такое хождение по кружкам искусственно забьет его способность мыслить, т.к на кружке за него мыслит педагог - что и как он должен делать. Ко мне пришло письмо от редактора программы "Без комплексов". Как раз на тему раннего развития. (Ольга) Добрый день! Меня зовут Ольга - редактор программы "Без комплексов". Обращаюсь к вам за помощью, если, конечно, это реально - мы будем безумно рады. Дело в том, что на вашем сайте было размещено письмо http://www.childrens.od.ua/articles/34/item/2005-10-04.html "Пока же письмо от Ирины: Добрый день! Хочу сказать несколько фраз по поводу осторожного отношения к раннему развитию. Дело в том, что я - это вот то самый продукт раннего развития, к которому большинство мамочки стремятся. Правда, мои родители, кажется, не стремились целенаправленно именно к каким-то запредельным результатам, просто они считали, что их ребенок должен быть на голову (интелектуальную) выше остальных детей, чтобы всего-навсего получить верховнее образование и преуспеть в жизни. Я, правда, не помню каких-то отличных изнуряющих занятий, и не скажу, в каком возрасте я выучила все буквы и цвета. Но вот один факт я твердо помню - в пять лет я уже читала. Не просто УМЕЛА ЧИТАТЬ, и именно целенаправленно читала книжки. Мне и в садике давали воспитательницы какую-нибудь книжку, например, Буратино, и уходили, и дома тоже - родители приносили что-нибудь из своей библиотеки (у них была изящная на работе) - и я читала вечерами, не беспокоила их. Я знала очень не мало по сравнению со сверстниками, и когда я пошла в школу, у меня никогда не было никаких проблем ни по каким предметам, кроме физкультуры и рисования. Зато черчение было просто лучистым. Лет до десяти все было отлично - мне нравилось всегда все знать, после фильма "Три мушкетера" я пересказывала, как было на "самом деле" ( то есть в книжке), учителя ставили меня в пример, я была старостой и у меня все желали списать. Но чем старше я становилась, тем все сильнее был разрыв со сверстниками, и мы перестали общаться - мне было с ними скучно, а они меня не любили, сначала это было даже забавно, и мои родители, поначалу, тоже не видели тут никакой проблемы - да, доча ни с кем не общается, потому что она самая догадливая, а остальные - дураки" ... Очень хотелось бы найти как-то эту женщину - где было размещено это письмо или еще какая-то информация есть? ... [/more]

Ответов - 17

Zhan.net: Что-то особо никаких эмоций не вызвала статья. Только показала то, что у всех все по-разному. У кого-то без раннего бешеного развития (бассейн, костры-палатки, танцы) все в порядке, а кто-то мучается, что не дал своему ребенку больше выбора. А на счет того, что большинство живут по инерции (как жили наши деды и отцы)... ну это личное дело каждого. И всякий считает, что его жизнь уникальна. Если же начинаешь задумываться, что у тебя все скучно, так флаг в руки: Дерзай, меняй, никто ж не против! Но высказывать мнение: "Большинство людей живут свою жизнь автоматически" мне кажется в принципе неверным.

Светлана: Вот еще мнение из той же рассылки. (Светлана Добровольская) Познакомилась с вашей рассылкой не так давно, рада, что настало время массовового принятия ответственности родителями за жизнь своих детей! 18 лет назад, когда я, дочь врача,педагог, рискнула усомниться в оправданности традиционных систем здравоохранения и образования в отношении моего ребенка, это было абсурдом для всех окружающих!.. Но, Слава Богу! Мой ребенок не дал мне другого выхода, как пересмотреть и изменить свою жизнь. Теперь, вот уже немало лет, я помогаю другим обрести гармонию с детьми и Миром. Хочу предложить Вам свой взгляд на проблему раннего развития, это выпуск моей рассылки "Родителям обыкновенных детей индиго": "Здравствуйте, дорогие мои коллеги - родители! Я - Светлана Добровольская - поздравляю вас с наступающим Новым годом и Чудом рождества! Желаю Вам Созидательной Веры в себя и своих детей!.. Поговорим сегодня о наших родительских надеждах. Ко мне часто обращаются молодые родители, стремящиеся как можно раньше «развить» своего ребенка. Нередко в таких семьях я вижу детскую комнату, оборудованную всеми возможными «прибамбасами» - от полного ассортимента «Кубиков Никитина», деревянных вкладышей, «сенсорного» материала, до стадионов с горками и бассейнов с шариками. (Я уж не говорю о всевозможных «развивающих логику» лото, «зоопарках», «азбуках», «математиках» и т.д. с 1 года) Нередко молодые мамы жертвуют своей собственной жизнью - «по часам» занимаясь «развивающим обучением» с ребенком с утра до вечера. Как Вы догадываетесь, приглашение психолога для индивидуальных занятий обусловлено «недостаточно эффективными» результатами родительских усилий!.. Почему?.. И что, собственно, можно считать результатами?.. Гигантское количество предлагаемого сегодня методического материала в специализированных детских магазинах можно сравнить только с ассортиментом «чудодейственных» БАД, рекламируемых на Радио России: на все случаи жизни есть «волшебные» мази, капсулы, гранулы - скорее заказывайте и исцеляйтесь!.. И ведь что удивительно - «развивающие игры», так же как и «уникальные природные препараты» действительно должны быть эффективными, исходя из своей «рецептуры». Каждый раз, выбирая наглядные пособия для своей работы, я изумляюсь методическому обоснованию предлагаемых комплектов - комар носа не подточит - и возрастные особенности учтены, и новейшие исследования в области психологии восприятия, и опыт какого-нибудь знатного логопеда обещает великолепный результат!.. Но я-то (в отличие от родителей) знаю по многолетнему опыту - «обмануть» детей в значимости всего этого для них можно будет очень на короткое время, и …слава Богу! Потому что неудержимое побуждение к саморазвитию, живущее в каждом ребенке, побуждение, которое гениальная Мария Монтессори назвала «Орме» и призывала взрослых с благоговением относиться к этому потрясающему механизму самораскрытия человеческого существа, требует свободного пространства для своего проявления! Не удивительно, что ребенок стремиться оставить место для жизни, игнорируя развивающие занятия!.. «Ни философы, ни ученые не в силах придумать и навязать нам тот или иной метод обучения. Только природа, установившая свои законы и заложившая в человеке определенные потребности развития, может диктовать нам такие обучающие методы, которые будут иметь вполне конкретную цель - использование жизненных потребностей и законов. Только сам ребенок может выявить эти законы и потребности - своими спонтанными реакциями, своими успехами. Мы увидим это по тому, спокоен ли он, счастлив ли он. Подсказками будут служить интенсивность его деятельности, постоянство свободного выбора. Мы должны будем учиться у него и помогать ему всем, чем только возможно!» ( М. Монтессори, «Помоги мне это сделать самому», М. 2000г.) Навязывая малышу информацию о мире, вместо живого, чувственного опыта, мы мешаем ребенку развиваться, отвлекаем его от созерцания и проживания ощущений, сводим все многообразие познания к ментальным процессам!.. Милые люди, хочется мне сказать!.. Дорогие родители!.. Уважайте Природу!.. Природу Человека!.. Организм - не просто химическая лаборатория, в которой можно простым балансом микроэлементов созидать и разрушать!.. Сознание ребенка - не компьютер, который нужно загрузить для последующей успешной эксплуатации!.. Все гораздо сложнее и проще!!! Человек - уникальное Создание вселенной. Предназначение его явно выходит за рамки биологического воспроизводства. Мы живем в эпоху великих перемен: для все более широких слоев населения становиться ясно, что «мысль - материальна»: от того, кем мы себя ощущаем зависит то, как мы живем и достигаем своих целей!.. Сегодня стало очевидно: социальными процессами управляют пиар - технологии, люди чувствуют: политические и рекламные компании воюют за сознание электората, а «в жизни» преуспевает тот, кто умеет быть независимым и способен программировать окружающих. Общество разделилось на неравные части: тех, кто создает программы и тех, кто готов обменять свою свободу на безответственность ведомых, к тому же имеющих все основания обвинять «программистов»! И эта вторая группа так велика, потому что с детства ее «обучали и воспитывали», как получше «встроиться» в Систему. Мы с вами наблюдали трагедию целого поколения, вызванную разрушением Советской Системы, однако, по инерции, чувствуем себя в безопасности именно в рамках Систем,- образования, здравоохранения, административной например, - не замечая, что они давно перестали быть оплотом стабильности и залогом успеха!.. Понятие «хорошее образование» за последние 10 лет кардинально изменилось - это уже не объем информации, полученный в престижном учебном заведении (она слишком быстро обновляется!), а умения и навыки эффективного использования своих и окружающих жизненных ресурсов. Что совершенно невозможно без гармоничного эмоционального состояния. ..Интернет полон предложений развивающих курсов на тему «Как стать успешным», в основе которых лежит древний «Путь к себе» - к осознанию и раскрытию своего неповторимого потенциала. Публичные люди не скрывают своих увлечений йогой и другими практиками самосовершенствования. Уникальность творческого видения человека и его значимость для преуспеяния стали очевидными в самых простых видах деятельности - от торговли до создания небольших производств!.. А что же родители? Кого они надеются вырастить? Увы!.. Они жертвуют естественным, целостным созреванием психики ребенка, основанном на эмоциональном комфорте и богатстве опыта, в пользу освоения навязываемых ребенку умозрительных задач!.. Все раньше и раньше хотят занять ребенка «полезной» деятельностью. Полезной для кого? Для того, кто с младенчества оккупирован чужими планами и желаниями? И тратит все свои силы либо на борьбу с ними, либо на их выполнение?.. Или для взрослого, который не замечает, что «прячется» в активную деятельность по развитию ребенка от своих собственных неудовлетворенностей?.. Я очень высоко ценю создателей различных «программ раннего развития». Большей частью это люди, понимающие детей и восхищающиеся их потенциалом!.. Для создателей не стоит вопрос «как заставить ребенка развиваться!» - они предлагают развивающую среду, увлекая ребенка за собой. Однако, Чудо жизни в том, что каждый из нас неповторим… В этом же - и разочарование жизни: прекрасные педагогические методы в руках людей с другими мотивами деятельности наполняются прямо противоположным содержанием, оказывая деформирующее влияние на психику ребенка. В этом - печальная судьба авторских школ: с уходом из жизни харизматичного педагога его метод мельчает, тонет в подробностях и перестает окрылять детей! Поскольку развивают ребенка не методики, а тот уникальный тип общения взрослого и ребенка, который стимулирует расцвет индивидуальности растущего человека. В основе его - богатство личности взрослого, его магнетизм и способность любить! К сожалению, обычно «озабоченными» родителями движут не любовь и восхищение юной жизнью, а честолюбивые амбиции, страх «недодать» ребенку, страх оказаться недостаточно хорошим и современным, да просто потребность самоутвердиться!.. Всем известно, что в природе не бывает двух одинаковых снежинок, однако в развитии детей родители, воспитатели, учителя ожидают увидеть типичные достижения и в соответствующем возрасте: -Ах!.. Ему уже 2 года, а он не говорит!.. -О, ужас! Ребенку 4 года, а он не хочет учиться азбуке!.. - Помогите!!! Она путает названия цифр, хотя ей уже пять лет!.. И бедного ребенка лишают самого необходимого - СПОНТАННОСТИ жизни, той питательной среды, в которой проявляются уникальные наклонности ребенка - то, что позволит ему РЕАЛИЗОВАТЬСЯ как неповторимому члену общества!.. Новые дети сопротивляются этому с потрясающим упорством, хотя и не без потерь!.. Они побуждают нас, взрослых, жить, а не изучать информацию о жизни!.. Вместо того, чтобы осваивать с малышом карточки «Времена года» или «Явления природы», идите-ка, дорогие мамы и папы, к ближайшей луже в парке, измерьте ее глубину, расскажите ребенку откуда она взялась, полюбуйтесь на то, как в ней отражаются облака (будущие дождики) и ветви деревьев (для которых дождевая вода - сама жизнь). Вдохните осенний (весенний, зимний) ветерок, пофантазируйте с ребенком - откуда он прилетел, и Ваше трехлетнее чадо получит такую порцию «развивающего обучения», с которым не сравниться годовой учебных курс «Я познаю мир!» Дети наделены редчайшим талантом - образным восприятием мира! Они «впитывают» впечатления жизни и это позволяет человеку освоить 90% информации о мире до 5ти лет! Понимаете, интеллектом мы познаем за всю свою жизнь только 10%, а 90%- в детстве чувствами!.. И что же делаем мы, заботливые взрослые? Мы хотим, как можно раньше, вытеснить информацией о мире - понятиями, знаками, абстрактными логическими связями - сам МИР из жизни ребенка!.. Может быть наоборот, постараться увидеть за привычными явлениями неповторимое течение Жизни? И разделить это видение с ребенком?.. Больше всего наши дети нуждаются в живом, внимательном взгляде на них самих и на то, что привлекает их внимание. Разделите изумление ребенка узорчатым листом, блестящим стеклышком, сверкающей сосулькой!.. И в этот момент деликатно добавьте информацию по поводу - вы воспитаете таким образом не просто эрудита, а человека, способного видеть и осознавать!.. Желаю удачи!.. Светлана Добровольская http://subscribe.ru/author/37987

Светлана: Мне кажется, что нужно раннее развитие не детям, а родителям. Если родители самореализованы в жизни (это больше к маме относится), то детям только остается наблюдать за ними и перенимать опыт. А если родители сами не знают, чем заняться и чему научить ребенка, то значит надо работать над собой, и не ребенка водить по развивалкам, а себя. Надо детей учить собственным примером удавшейся жизни.


Александра: Светлана пишет: В этом же - и разочарование жизни: прекрасные педагогические методы в руках людей с другими мотивами деятельности наполняются прямо противоположным содержанием, оказывая деформирующее влияние на психику ребенка. Согласна.

Юся: Нашла хорошую ссылку по поводу раннего развития http://tjomka.livejournal.com/16777.html

Tusya: Вот, что нашла по поводу модного Глена Домана Глен Доман: Великий и... Ужасный?.. Пожалуй, ни одна методика раннего развития не вызывала столько споров и противоречивых суждений, как система Глена Домана. Кажется, среди тех, кто хоть раз слышал об этом человеке и его школе, нет равнодушных: или страстные и пылкие сторонники и верные последователи, или решительные противники. Так кто же он, Глен Доман: величайший Учитель, открывший универсальный рецепт воспитания гениев или просто автор сомнительной методик, вокруг которой развернулась бурная рекламная кампания? Полезно или вредно заниматься с ребенком по системе Домана? Все началось в сороковые годы, когда молодой врач-нейрохирург Доман начал разрабатывать систему реабилитации детей c тяжелыми поражениями центральной нервной системы. C помощью внешних раздражителей он пытался стимулировать «резервные» клетки головного мозга, не пораженные болезнью. Чтобы дети начали фиксировать взгляд, им стали показывать карточки с нарисованными красными точками, постепенно увеличивая их количество и интенсивность занятий. Потом – слова, картинки… Метод сработал! После месяцев упорного труда мозг безнадежно больных детей начинал функционировать и развиваться, они двигались, говорили. Более того, занимаясь по методике Домана, многие из тех, кого еще вчера считали умственно отсталыми, не только догоняли, но со временем могли и перегнать сверстников в интеллектуальном развитии, учились намного раньше срока читать, писать, считать, выполняли сложные гимнастические упражнения. Столь оглушительный успех завораживал, и методику начали использовать и при обучении здоровых детей. Будучи ученым-нейрофизиологом, Доман открыл и доказал важнейший закон: чем интенсивнее будет нагрузка на мозг малыша в первые годы его жизни, тем лучше разовьется его интеллект. Чем больше мы с самого рождения поощряем малыша двигаться, тем быстрее идет формирование мозга, тем более совершенными и зрелыми будут его клетки и тем выше (по терминологии Домана) будет и его двигательный интеллект. Это значит, что малыш гораздо раньше общепринятых сроков начнет самостоятельно ползать, сидеть, ходить. А как только ребенок осваивает тот или иной двигательный навык, начинает развиваться следующий, более высокий отдел мозга. Ну, а чем быстрее идет формирование высших отделов (и особенно коры) головного мозга, тем умнее и сообразительнее будет ваш малыш. Институт, который возглавляет Глен Доман, разработал подробные методики обучения маленьких детей чтению, математике, истории, естествознанию, другим дисциплинам. Все они основаны на одном и том же принципе. На карточках определенного стандартного размера пишутся слова, приклеиваются изображения растений, животных, планет, портреты исторических деятелей, хаотически разбросанные на листе точки в количестве от одного до бесконечности, цифры, математические примеры. Карточки разделяются на тематические серии, и затем их в течение дня необходимо сериями показывать ребенку. К примеру, десять раз в день по десять секунд – десять карточек со словами, точками, изображениями птиц, архитектурными сооружениями и так далее. Со временем программа усложняется, и про каждый объект сообщается тот или иной новый факт (где обитает птица, в какую геологическую эпоху сформировалась горная порода и т.д.). По мнению Домана и его последователей, все это не просто способствует формированию высокого интеллекта. Следуя предложенным методикам, абсолютно из каждого ребенка можно воспитать гения. Выглядит это весьма заманчиво. И все-таки, в опыте Домана многое настораживает. Во-первых, эта система требует от родителей, в первую очередь, от матери полного самоотречения, ее жизнь посвящается только обучению ребенка. В течение многих лет ей предстоит изготавливать тысячи карточек с точками, словами, изображениями животных, растений и исторических деятелей, а затем загружать головку своего ребенка, словно компьютер, этими «битами информации», как называет их сам Доман. Во-вторых, в системе Домана ребенок является пассивным объектом обучения. Он сидит, а мама показывает ему то одну, то другую серию карточек, сообщая строго определенный набор сведений о каждой. Давать карточки в руки, «отвлекаться на посторонние вопросы» – не положено. Не получается диалога, не получается совместного творчества, а в результате возникает вопрос: а зачем вообще все это нужно? Ведь обученный таким образом ребенок вырастет абсолютно пассивным, не способным применить свои знания на практике ни в одной области. А заложенное в любом малыше от рождения стремление к творчеству и самостоятельному познанию мира будет задушено в зародыше. В-третьих, если использовать при обучении только карточки, то есть, картинки с подписями, у ребенка не формируется текстовое мышление: умение самостоятельно читать (или слушать) и анализировать текст, добывать из него необходимую информацию. Чтобы у малыша была нормально развита речь, вовремя сформировались тонкие функции интерпретации текста, ему необходимо слушать как можно больше сказок, песен, стихов, причем они не всегда должны сопровождаться картинками, чтобы мозг малыша научился самостоятельно достраивать зрительный ряд к тексту. Мама должна обязательно играть с ним в традиционные потешки, пестушки и пальчиковые игры. Увы, для подобных занятий в системе Домана не остается ни времени, ни места. Доман постоянно сравнивает человеческий мозг с компьютером, очень совершенным, наделенным огромным запасом памяти, но все-таки, компьютером, который для успешной работы необходимо снабдить хорошей базой данных. Но живой мальчик или девочка отличается от компьютера тем, что им нужно не только получить некий объем информации. Прежде всего, малышу необходимо понять и усвоить нечто такое, чего не распишешь на карточках: осознать свое место в мироздании, научиться строить отношения с другими детьми и взрослыми, отработать в ролевых играх различные житейские ситуации. А система Домана предполагает, что мир малыша будет ограничен рамками семьи. При столь интенсивных занятиях ребенку просто некогда будет общаться со сверстниками, проводить же подобные занятия в детских садах невозможно: эта система ориентирована исключительно на обучение в семье. С другой стороны, в свое время Глен Доман выдвинул лозунг: «Маленькие дети хотят не играть, а учиться. Игры и игрушки выдумали взрослые, чтобы отвязаться от любознательных чад». Вдохновленные родители кинулись воплощать в жизнь Заветы Великого Домана. И что же? Их дети и вправду начинали гораздо раньше сверстников писать и читать, играли на скрипке и выполняли в уме сложнейшие математические операции. Но… спустя некоторое время выяснилось, что, несмотря на всю свою эрудицию, они лишь ловко манипулировали числами, нотами, разнообразными фактами, но не могли их творчески применить. Более того, эти дети оказались неспособными и к нормальному человеческому общению. Почему же? Да как раз потому, что родители с самого раннего детства лишили их возможности самостоятельно играть в ролевые игры. Ведь для того, чтобы стать выдающимся математиком, музыкантом, ученым требуется не только получить некий объем информации. Чтобы ребенок превратился из пассивного потребителя информации в активную созидающую Личность необходимо еще нечто, для чего требуется как раз то загадочное и иррациональное, то непостижимое, что зовется интуицией, та искра вдохновения, разжечь которую в человеке может лишь спонтанная творческая игра. К счастью, у младенцев прекрасно развит инстинкт самосохранения, и они обычно столь активно протестуют против подобных занятий, что родителям приходится искать другие способы обучения. Например, француженка Сессиль Лупан в своей книге «Поверь в свое дитя» рассказывает, как смогла адаптировать систему Домана для своих детей. А из нее действительно можно многое позаимствовать. Нужно лишь умело сочетать элементы этой системы с другими методиками раннего развития. Методом проб и ошибок вы обязательно найдете свой путь в обучении вашего крохи. Нужно только, чтобы пробы были не слишком частыми и противоречивыми, а ошибки не травмировали ребенка и вас. http://www.medportal.ru/enc/parentschildren/precocity/17/ Там еще много разной информации и по поводу методик раннего развития, и о воспитании, и вообще о детках

Nataly: Раннее развитие ребенка: детские развивающие музыкальные игры. Развитие музыкального слуха и способностей малыша. www.m-w-m.ru

Наталья: Nataly Классный сайт. Спасибо. Маше очень нравится слушать всякие песенки

homa: По поводу Глена Домана. Сыну 3 года и 2 месяца. Читать умеет. Сегодня прочел сам такие длинные слова как "матрёшка", "лягушка", "динозавр". Учила с поправками, переделками и прочее. От Глена Домана как такового у меня осталось только входновение и понимание того, что это делать можно и нужно.

Lyusha: А как учили читать? Поделитесь опытом

homa: Учила стихийно, с переменным успехом, иногда надоедало. Потом снова бралась, на втором дыхании. Если дите не в настроении, не пихала. В целом методика как у него: на листах А4 написала кучу слов (в том чиле и эти матрешки динозавры и прочее) самым крупным шрифтом заглавными буквами (чтобы не а, а А; не е, а Е). Разрезала на полоски и в путь. От трехбуквенных знакомых слов (мяч, дом) к глаголам и прилагательным (ЛЬЁТ, БРИТЬ, ДИКАЯ, РЫЖИЙ). ДОман очень усложняет - крсным цветом, высотой 8 сантиметров и т.д. Я не заморачивалась. Чтоб побыстрее и попроще. Сначала как он советует читали пять слов в день, на следующий день одно слово старое убирала, новой одно слово доаставала из коробки. Но это в прошлом. Сейчас просто беру пачку слов и "загадываю загадку" (дитю так интереснее). Например: чем связаны эти слова? и показываю: моряк, лейка, океан, лодка, кран. Прочтёт и вместе подумаем: ага, везде вода. Значит связано водой. Следущее задание (не сразу, конечно, а на др день). Ты какой сегодня проснулся? Показываю: добрый, синий, грязный, большой, сытый и прочее. Смеется и кричит, верно-неверно. Заданий может быть куча: все, что летает (самолет, снег, бабочка), у них копыта (зебра, свинья, жираф), мы это сделали вчера (печь, красить, говорить, гулять). Чувствую, что я это дело скоро заброшу и поставлю галочку - марв сделал свое дело, мавр может уходить. Просто уже читает всё подряд, любым шрифтом и разбирает и строчные и заглавные буквы. Вот как-то так.

Tusya: homa а сказку "Курочка Ряба" прочитает?

homa: Курочку рябу он знает наизусть, поэтому просто листает страницы и проговаривает текст. Не думаю, что он в этот момент читает. И вообще, длинные предложения читать и улавливать смысл еще тяжело, но очень старается. Я озаботилась поиском книг с КРУПНЫМ ТЕКСТОМ - для начинающих читать. А вообще могу добавить по поводу методики, чтобы не создавалось впечатления, что я пальцами щелкнула и оп-ля - всё готово! Начали мы читать слова в полтора года, вот сейчас в три с лишним закончили. Совсем не быстро! И терпением запастись нужно каждому. В любом возрасте! Видела как пяти- шестилетних учат - с боем-воем! И тоже не быстро! В магазинах куча всего - книги, лото, игры, музыкальные, говорящие игрушки. Цены заломные, персонажи любые - хочешь Лунтик, хочешь смешарики. Но мое мнение: нет такой чудо-азбуки, которую дитё возьмет и быстренько всё выучит сам, без маминых напрягов. Хоть все эти навороты скупишь, а всё равно придешь к тому, что надо сесть и "тыкать в книжку пальчик". С поцелуями, похвалами, улыбками, развлекалочками. Чем разнообразней и необычней занятия - тем интереснее ребенку, а значит дольше можно учить и больше объяснить.

Tusya: homa про "Курочку Рябу" я спросила для примера. Смысл моего вопроса заключался в том, что сможет ли ваш ребенок после этой методики взять любой незнакомый текст и начать читать? Подобная методика рассчитана, простите мою грубость, на дебилов. Зачем тупо, как мартышки, заучивать слова, если можно раз и навсегда научить ребенка принципу, как прочитать любое незнакомое слово и любой незнакомый текст! Я этого не понимаю! Я видела, как мучаются такие детки в 1 классе, пытаясь угадать, что же за слово написано: молоко? молоком? молочный? молочник?...

homa: Tusya, а вы сами читали Глена Домана? Вопрос не риторический. Если говорить по существу, то методика, конечно, НЕ для дебилов. Потому что не происходит того, о чем вы пишете - заучивать, как мартышки. Вы сами можете себе это представить - запомнить наизусть все слова русского языка?. Запоминания как такового не происходит. Происходит обучение чтению без разбора каждого слова на буквы. Вы когда говорите, сильно задумываетесь, какой звук произнести следующим. Да вы про это вообще не думаете, не напрягаетесь. Вы просто говорите слово целиком и все. Так же и здесь. Сознание ребенка не дробит слово на буквы, а просто сразу его считывает. Обучние происходит непроизвольно, без заучивания, зазубривания, на подсознательном уровне. Не вникая. Как ребенок учится ездить на велосипеде? Берет и едет. И он понятия не имеет про инерцию, крутящий момент и ускорение. Просто едет. Что касается курочки рябы. мне самой хочется до конца понять, умеет мой сын читать или нет. Иногда мне кажется, что он просто помнит сказку наизусть, по картинкам узнает сказку и читает ее название. Но вот пришел муж и сказал: Я офигел! Думал, что сын может читать только твои карточки! А он идет на прогулке и читает все названия улиц: Рабочая, Трудовая, Корнеева. Нет, таких карточек у нас нет и таких "сказок" я точно ему не читала, и знать сам он этого не может. Значит - читает! А что касается "дебилов", о которых вы пишете, так может у них совсем другая проблема - есть дети, которые даже на слух не могут отличить слов "махал-макал", бочка-дочка. У них искаженное восприятие звуков. Недавно об этом видела передачу, не помню, как называется заболевание. А вообще, если вам интересно узнать об эффективной методите, об успешном, положительном опыте - пишите, спрашивайте. Просто так спросить про курочку, чтобы поиронизировать??? Зачем? Я что, противопоставляюсь? Хвалюсь, а вы меня на место решили поставить? Я что вас жизни учу, пропагандирую что-то, навязываю что-то??? Вы не понимаете этой методики, а я не понимаю зачем вы пишете. Только не кричите - мое право. Конечно ваше. И если очень хочется, пишите. Вот только не понимаю, зачем? ???

kleine: homa Только не подумайте, что я иронизирую или пытаюсь поставить кого-то на место. А зачем вообще трехлетке читать? Всему свое время. А методика Домана, как и многие другие методики, направленные на раннее развитие, идут в разрез с естественным развитием мозга ребенка. В этом возрасте лучше развивать навыки самообслуживания, социализации, научить, как пользоваться зеброй, светофором, как вести себя за столом, в коллективе, песенки, стихи на слух разучивать. Вы не боитесь, что вторгнувшись в естесственный ход развития психики, вы там что-нибудь нарушите?

Tusya: homa я ни в коем случае не иронизирую. Все более чем серьезно.homa пишет: Tusya, а вы сами читали Глена Домана? Читала. Одна его фраза, что дети не хотят играть - они хотят учиться, приводит меня в ужас. И сравнение мозга в компьютером, который нужно нагружать битами информации, тоже, знаете, впечатляет. Мне гораздо больше нравится, когда ребенок сам добывает знания, чем когда превращается в пассивный объект обучения. Методика, кстати, не новая, ей уже около 60 лет. Почему она вдруг так активно стала пиариться в нашей стране? Непонятно...homa пишет: Если говорить по существу, то методика, конечно, НЕ для дебилов. Ну разрабатывалась она изначально именно для детей с травмами мозга и умственноотсталых. homa пишет: Вы когда говорите, сильно задумываетесь, какой звук произнести следующим. Да вы про это вообще не думаете, не напрягаетесь. Вы просто говорите слово целиком и все Конечно, сейчас, когда я это проделываю более 30 лет ежедневно и по многу раз, я не задумываюсь. Но ведь когда-то и говорить я училась. Сначала звуки, потом слоги, только потом слова, и только после этого фразы и предложения. А у вас по-другому было? Письменная речь ничем не отличается от устной. Все в том же порядке. И это естесственный процесс. Так же и обучение письму. По бу-ков-кам! И никак иначе вы не напишете слово. А вот теперь фраза из Глена Домана, которая просто приводит меня в неописуемый восторг! "Только самые способные дети могут понять что такое буква к 6 годам". Собственно на этом можно поставить жирную точку. ЗЫ: homa , если я вас чем-то обидела, ради Бога, извините. Ничего личного.



полная версия страницы